«Первосентябрьский капитал»: Кому, сколько и за чей счёт?
Подготовить ребёнка к школе действительно недёшево, и помогать тем, кому не хватает на это денег, нужно. Только подсчитать реальные траты очень проблематично
Плач вместо праздника
Депутат от ЛДПР Борис Чернышов, являющийся заместителем председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, направил вице-премьеру Татьяне Голиковой инициативу с громким названием «Первосентябрьский капитал». Вкратце её суть такова – финансово помочь родителям, собирающим детей в школу.
По мнению парламентария, даже минимальный набор, необходимый каждому школьнику (канцелярские товары, одежда и обувь), в конце лета ложится тяжким грузом на многие российские семьи. В тексте обращения, направленного заместителю премьера Дмитрия Медведева, отмечается, что в 2018 году примерная стоимость комплекта ученика в среднем по стране составила 11400 рублей.
Как нас заразили кредитами и что с этим делать
Чернышов утверждает, что далеко не каждая семья может позволить себе потратить такие деньги без ущерба для бюджета – а значит, приходится экономить на чём-то другом. Депутат конкретных сумм не назвал, но добавил, что стоимость «школьной корзины» не должна превышать одной четверти заработка родителей – все расходы свыше этой планки должно компенсировать государство.
Позже в интервью радиостанции «Вечерняя Москва» Борис Чернышов, которому, к слову, 28 лет, прокомментировал свою инициативу. Он подчеркнул, что предлагаемое выделение денежных средств на сборы в школу должно предназначаться для всех семей, которые вынуждены потратить на эти нужды больше 25% от среднемесячной зарплаты по региону.
Сегодня вместо празднования Дня знаний родители плачут, что им приходится брать кредиты, в том числе и в микрофинансовые организации обращаться,
– заявил он.
Б. Чернышов. Фото: duma.gov.ru
Также депутат от ЛДПР подверг критике недавнее исследование портала Superjob, согласно которому ребёнка в школу можно якобы собрать менее чем за 9000 рублей. Чернышов назвал эти данные фальсификацией. По его мнению, в заявленные 8700 рублей уложиться невозможно. В Москве это минимум 25-30 тысяч рублей.
Мнения экспертов
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко, комментируя инициативу своего коллеги, заявил, что не видит в ней ничего нового. По его словам, адресная помощь и так оказывается многодетным семьям и семьям с низким уровнем доходов. Он также отметил, что общее образование – это функция, осуществляемая региональными властями, поэтому неправильно вешать дополнительные затраты на федеральную казну, тем более устанавливать какую-то фиксированную сумму. «Одни и те же деньги в Москве и в Костроме – это разные суммы, огромная разница между ними. Это несправедливо», – цитирует Онищенко сайт Государственной думы. Судя по всему, депутат не очень внимательно ознакомился с предложением Бориса Чернышова, поскольку в нём выплаты привязаны как раз к средней зарплате по каждому региону отдельно.
Член Общественного совета при уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребёнка Михаил Сенкевич поддержал идею Бориса Чернышова. Но с оговоркой, что помощь должна предоставляться по-настоящему нуждающимся родителям, поскольку и среди многодетных семей есть вполне обеспеченные. Тратить бюджетные средства на них нецелесообразно.
В среднем собрать ребёнка в школу – это треть бюджета семьи, а если 2-3 ребёнка, то ещё больше,
– отметил эксперт в беседе с Nation News.
В свою очередь, глава центрального совета «Всероссийского родительского собрания» Герман Авдюшин считает, что школьникам нужно помогать, но не деньгами, а «портфелем с учебниками». По его мнению, в неблагополучных семьях выделенные средства могут уйти «не на те нужды». Также Авдюшин отметил, что необходимо понимание, на какой бюджет ляжет финансовая нагрузка – федеральный или региональный.
Фото: LightField Studios / Shutterstock.com
Инициатива хорошая, но сколько платить?
Вообще молодой либерал-демократ Борис Чернышов выбрал довольно странное время для своего предложения. Вот если бы в середине июля – тогда ещё понятно. Сейчас, во второй половине августа, когда до начала учебного года остались считанные дни, это больше смахивает на популизм и политический пиар. Сама по себе инициатива в том или ином виде имеет право на жизнь, однако как именно её реализовать, тем более параллельно уже существующим мерам поддержки – не совсем понятно.
Неясна и методика определения суммы, необходимой для того, чтобы отправить ребёнка в школу. Именно отсюда растут ноги у настолько разных результатов опросов, проводимых социологами. Например, согласно данным ВЦИОМ за 2018 год, жители России потратили на подготовку к 1 сентября 21 135 рублей, из них около половины – на школьную форму, сменную обувь и другие предметы гардероба. При этом две трети опрошенных считают нормальным покупать всё это «из собственных средств».
Либералов отлучили от школьных учебников
Самое интересное, как результаты опроса менялись годами ранее. Тут полная неразбериха. Судите сами: 2014 год – 13 628 рублей, 2015-й – 20 026 рублей, 2016-й – 14 810 рублей, 2017-й – 12 745 рублей. Почему такие перепады? Очевидно, что цены не меняются столь стремительно. Причины можно лишь предположить. Во-первых, каждый родитель сам определяет, что помимо минимального набора он купит для своего чада и в каком количестве. Кто-то может позволить себе приобрести только одну блузку или рубашку, а кто-то сразу три и больше, чтобы можно было чаще менять и не так часто стирать. Простенький рюкзак по акции можно купить за тысячу рублей, более состоятельные родители приобретают модели и за 6-8 тысяч. Фломастеры или карандаши можно купить 12 цветов, а можно 48 и несколько упаковок и так далее.
Фото: www.globallookpress.com
Также большое влияние на итоговые траты оказывают нормы, касающиеся школьной формы, предусмотренные в конкретном учебном заведении. Всё больше школ (особенно лицеи и гимназии) приходят к тому, что ученики должны быть одеты как минимум в одном стиле. Нередки случаи, когда актив класса выбирает фирму-производителя, детей приглашают на замеры, и приобретается форма, в которую могут входить брюки, жилет, юбка или сарафан, спортивная одежда. И получается, что родители одних детей хотят более дорогую и стильную форму, а другие не могут себе это позволить, поэтому голосуют за простой и бюджетный вариант.
Опыт автора, у которого дочь в этом году идёт в первый класс, показывает, что в 14-15 тысяч для подготовки к 1 сентября уложиться вполне реально. Для этого, конечно, придётся потратить время на изучение различных акций, однако это позволит сэкономить значительную сумму. При этом нужно понимать, что товары в Москве на самом деле не стоят в два раза больше, чем в регионах. Жители столицы тратят на своих детей-школьников больше, потому что у них в среднем выше зарплаты, и они могут себе это позволить. То есть они покупают более дорогие товары, а родителям из провинции приходится экономить.
Сторонники ЕГЭ, вы ещё люди или уже роботы?
А вот РИА Новости приводит данные сервиса «Авито», аналитики которого подсчитали, что базовый набор российского школьника, состоящий из пенала, рюкзака и школьной формы, обойдётся в среднем в 2619 рублей. Честно говоря, это число вызывает недоумение. 1215 рублей на рюкзак – нормально, но что за форму можно купить «в среднем» за 1080 рублей?
Так что если удастся изыскать в федеральном бюджете дополнительные средства, то поддержку нуждающихся семей с детьми-школьниками накануне 1 сентября действительно можно увеличить – казна большинства регионов с такой нагрузкой не справится. Однако всё-таки нельзя это делать в предлагаемой Борисом Чернышовым форме – компенсировать всё, что «сверху 25%» от средней зарплаты, потому что в этом случае родители начнут покупать самое дорогое. Нужна определённая планка, но как её подсчитать – по «методу Авито» или исходя хотя бы из данных ВЦИОМ? Вопрос открытый.