30 лет ГКЧП: бывший политзаключенный из Ростова увел с моста БТР и не дал стрелять в народ
Донской диссидент вспоминает, как в августе 91-го попал на баррикады у Белого дома и защищал молодую демократию России на московских улицах.
Политзаключенный из Ростова Витольд Абанькин в те дни приехал в Москву не случайно. Документалист из Свердловска Борис Евсеев решил снять о ростовском диссиденте фильм: рассказать народу о том, как ростовчанин попал в лагеря по политической статье, как отсидел 12 лет за правду и вышел на свободу.
Съемки отменяются. Все идут на баррикады
Съемки были в полном разгаре. Герой и группа жили в те дни в гостинице "Россия". Им уже было выдано техзадание на съемочный день 19 августа. Но утром случилось то, что круто перевернуло весь мир.
Я проснулся рано утром от того, что дрожали стены гостиницы. Зазвонил телефон, друг в трубку кричал, что в стране произошел госпереворот. Посоветовал идти к зданию Моссовета. Я разбудил режиссера. Мы отправились в центр города. В Москве на улицах везде стояли танки и бронетранспортеры,
— вспоминает события 30-летней давности Витольд Абанькин.
Народ стекался к зданию Верховного Совета. Никто еще ничего толком не знал. Оператор-документалист снимал все вокруг. А Витольд Андреевич подошел к скучающему на броне майору-танкисту.
Разговор на танке
Витольд залез на танк и спросил у офицера, зачем они тут? Майор пожал плечами. Спросил, мол, если вас стрелять заставят? Танкист ответил, что откажется. Тогда ростовчанин предложил ему перейти на сторону народа и добавил: "Сегодня вы майор, а завтра можете стать генералом. Я пришел от Ельцина".
Майор-танкист утвердительно кивнул головой. Я спросил, как его зовут. Он сказал, что Сергей Евдокимов. Со своими танками он сразу перешел на нашу сторону,
— говорит Витольд.
"Мы победили..."
Надо сказать, что с Борисом Ельциным политзаключенный из Ростова в те дни встречался. Президент России обещал помочь ростовчанину с похоронами друга, тоже из бывших политзаключенных. Его-то Абанькин и встретил в утренние часы у здания Верховного Совета.
Потом Витольд уговорил подполковника со своими БТРами уйти с моста. Вместе с москвичами строил баррикады, ожидая штурма приверженцев КПСС. На третий день все стихло. Защитники Белого дома поняли — они победили.
Подробности читайте в материале 161.RU