Украина: от "злуки" до разлуки
Стоит ли гордиться такой "соборностью"?
22 января Украина в очередной раз отметила так называемый «день соборности», официальное празднование которого было установлено ещё президентом Леонидом Кучмой в 1999 году, в честь 80-летия со дня подписания «Акта злуки» - договора об объединении между Украинской народной республикой (УНР) и Западно-Украинской народной республикой (ЗУНР).
На фоне продолжающегося уже три года геноцида народа Донбасса помпезные торжества по случаю данного «праздника соборности» выглядят особенно циничными и нелепыми. Однако сейчас мы поговорим не об этом. Подписание в январе 1919 года «Акта злуки» между УНР и ЗУНР и последовавшие за ним события стали поистине символичным свидетельством проявления «соборности» и «незалежности» Украины, о которых в нормальном обществе предпочитали бы не вспоминать без чувства стыда.
Четыре Украины
Начало УНР было положено в 1917 году, когда после Февральского переворота и вынужденного отречения императора Николая II вместе с волной «демократических» настроений доживавшую свои последние дни Российскую империю захлестнула волна сепаратизма. В Киеве «украинские» партии революционного толка провозгласили создание Центральной рады во главе с австрийским агентом Михаилом Грушевским, которая по согласованию с петроградским Временным правительством провозгласила автономию Украины и образовала собственное правительство - Генеральный секретариат во главе с лидером украинской социал-демократической партии Владимиром Винниченко. Одновременно в условиях развала Русской императорской армии Центральная рада начала проводить украинизацию полков и дивизий, по факту закладывая основу для создания собственных вооруженных сил. После свержения Временного правительства большевиками 7 (20) ноября 1917 года Центральная рада провозглашает создание автономной УНР, а 9 (22) января 1918 года после начала открытых боевых действий с большевиками, упорно не желавшими признавать буржуазную Центральную раду и организовавшими в Харькове параллельную Украинскую народную республику советов (УНРС) во главе с Николаем Скрипником и Евгенией Бош, Грушевский с сотоварищи издал так называемый IV Универсал, провозгласивший независимость УНР.
Однако независимой УНР пробыла недолго. Уже через две недели в Киев вступила большевистская революционная армия Михаила Муравьева. Центральная рада вынуждена была бежать по направлению на Житомир. Вернулась обратно она в начале марта в обозе немецких войск, которые сначала активно использовали руководителей УНР на Брест-Литовских переговорах с делегацией РСФСР, а затем, не моргнув глазом, распустили Центральную раду и упразднили УНР, провозгласив на оккупированных по итогам Брестского мира территориях полностью марионеточную «Украинскую державу» во главе с гетманом Павлом Скоропадским. Просуществовала она чуть более полугода и скончалась сразу же после поражения Германии и Австро-Венгрии в Первой мировой войне, обнулившего все положения и условия Брестского мира. 14 ноября 1918 года, спустя три дня после остановившего Первую мировую войну Компьенского перемирия, экс-деятели Центральной рады во главе с Винниченко и Симоном Петлюрой, опираясь на отряд сечевых стрельцов полковника Евгена Коновальца, провозгласили в Белой Церкви создание Директории УНР. В течение нескольких дней от потерявшего авторитет и поддержку Германии Скоропадского на сторону Директории перешла подавляющая часть гетманской армии. 14 декабря 1918 года войска Директории УНР, которых в советской историографии именовали «петлюровцами» по имени их командующего, вновь вошли в Киев. Как писал в своем бессмертном романе «Белая гвардия» очевидец событий Михаил Булгаков, гетман «бежал, как последняя каналья и трус».
Образование ЗУНР и подписание «Акта злуки»
Наряду с восстановлением УНР, в Галиции сразу же после поражения Австро-Венгрии местные украинцы во главе с членом австро-венгерского парламента Евгеном Петрушевичем провозгласили создание Западно-украинской народной республики (ЗУНР). Однако наличие в Галиции Украинского государства совершенно не входило в планы поляков, также получивших независимость и мечтавших о воссоздании Речи Посполитой от Балтийского моря до Чёрного. После продолжавшегося три недели противостояния во Львове полякам удалось вытеснить из города украинцев, вследствие чего правительство ЗУНР в спешке перебралось в Тарнополь (Тернополь) и Станислав (Ивано-Франковск), откуда начало вести переговоры с Директорией УНР о военной помощи и об объединении. В итоге 22 января 1919 года на Софийской площади Киева в торжественной обстановке был заключен тот самый «Акт злуки», в соответствии с которым произошло объединение УНР и ЗУНР. Глава ЗУНР Петрушевич был торжественно включен в состав Директории.
От любви до ненависти или от «злуки» до «зрады»
Однако экстаз от «злуки» продержался недолго. Уже 5 февраля 1919 года наступавшие части Украинского фронта Красной Армии, формально подчиненные правительству Советской Украины (УССР) вступили в Киев, а затем прогнали петлюровцев через всю правобережную Украину до реки Збруч, где начиналась граница ЗУНР. Именно в это время острые на язык современники придумали поговорку, метко характеризующую суть украинского правительства: «В вагоне Директория, под вагоном территория». Уже в это время лидер Директории и главком действующей армии УНР Симон Петлюра начал искать компромисс с поляками для совместной борьбы против большевиков, что вызывало острые приступы боли у галичан из ЗУНР, которые продолжали вести с поляками безуспешную и кровопролитную войну. «Злука» затрещала по швам. 9 июня 1919 года в условиях тяжелейшего кризиса ЗУНР, когда украинская галицкая армия (УГА) под натиском поляков вынуждена была оставить Тарнополь и Станислав и медленно откатывалась по направлению к Збручу, Петрушевич принял на себя диктаторские полномочия, что не понравилось Петлюре, который исключил его из состава Директории.
Однако это был еще не окончательный разрыв. В середине июля 1919 года поляки вышли к Збручу, захватив всю территорию ЗУНР. Покинувшие Галицию части УГА влились в состав действующей армии УНР и в её составе вели борьбу против Красной Армии. Когда в августе 1919 года под ударами Вооружённых Сил Юга России А.И. Деникина красный фронт начал трещать по швам, объединенные силы УНР и УГА совершили «героический» поход на Киев, вступив в город 31 августа после ухода оттуда красных одновременно с белогвардейской группой генерала Н.Э. Бредова. Любопытно, но сначала ни украинские самостийники, ни белогвардейцы не собирались воевать друг против друга. Столкнул их случайный инцидент, когда пьяный петлюровский сотник сорвал со здания Киевской городской думы российский национальный флаг. После этого бравые добровольцы начали разоружение незваных и непрошеных гостей, вследствие чего вспыхнула непродолжительная война между русскими белогвардейцами и украинскими самостийниками, в которой последние потерпели сокрушительное поражение. Ситуация для Петлюры усугубилась вследствие открытой измены галичан, которые не слишком хотели умирать за интересы «схидняков», воспринимавших их не как украинцев, а как оккупантов. Тут достаточно вспомнить, что костяк УГА составляли бывшие военнослужащие австро-венгерской армии, значительная часть офицерского состава были по происхождению немцами или австрийцами (Кравс, Шаманек, Бизанц и др.), да и военную форму они носили образца рухнувшей Габсбургской империи, что не вызывало к ним симпатий среди простых крестьян Малороссии.
6 ноября 1919 года командование УГА заключило с ВСЮР мирные соглашения, в соответствии с которыми Галицкая армия включалась в состав Вооружённых сил Юга России. Петлюра в ответ заключил перемирие с поляками, которые приблизились к Каменец-Подольскому, где находилось правительство ЗУНР во главе с Петрушевичем. Западноукраинский «диктатор» Петрушевич эмигрировал в Вену, где объявил о разрыве соглашения с УНР от 22 января 1919 года. «Злука» и «соборность» прекратили свое существование, задохнувшись в тотальной зраде. Галичане во всем обвинили петлюровцев, заключивших соглашение с поляками, а петлюровцы в свою очередь во всех своих бедах винили галичан, переметнувшихся на сторону белогвардейцев, что стало причиной так называемой листопадовой катастрофы.
Добавим, что союз галичан с белогвардейцами также продлился недолго. При этом в каких-либо военных операциях против красных «доблестные» бойцы УГА не участвовали, предпочитая лечиться от вшей в тылах. Когда в начале 1920 года войска Киевской и Новороссийской области ВСЮР были разбиты красными, подавляющая часть галичан перешла на сторону РККА, составив основу так называемой Червоной украинской галицкой армии (ЧУГА). Во время польской кампании 1920 года значительная часть красных галичан вновь сменила «хозяина», перейдя на сторону Польши.
Последний гвоздь в крышку гроба «Акта о злуки» вбил Симон Петлюра, который 21 апреля 1920 года от лица УНР заключил с Польшей Варшавский договор, по которому признал Галицию и Западную Волынь неотъемлемой частью Польского государства в обмен на военный союз против большевиков.
Настоящая «злука», благодаря которой Галичина смогла воссоединиться с Украиной, произошла 1 ноября 1939 года, когда Верховный Совет СССР принял постановление о воссоединении Западной Украины с УССР и вхождении её в состав Советского Союза. Однако нынешние киевские власти об этом не только не вспоминают, но и всячески пытаются вычеркнуть из истории. Впрочем, это не случайность, а закономерность. Нынешняя Украина, по факту объявившая себя правопреемницей УНР и ЗУНР, рано или поздно закончит столь же бесславно и печально, как и её предшественницы, деятели которых, подобно женщинам с пониженной социальной ответственностью, предлагали свои услуги всем, кому не лень, прикрываясь при этом интересами Украины.