Почему главный советник Трампа не расстается с книгой "Восстание элит"?
Потому что она показывает, как элита предала демократию и чем это грозит США и всему миру
Самой страшной для глобалистов фигурой в окружении президента США Дональда Трампа является, безусловно, Стив Бэннон, его старший советник и стратег, постоянный член Совета национальной безопасности, который представляется либералам и левым инкарнацией дьявола, и неспроста. Потому что этот человек, успевший в своей жизни послужить на флоте, побывать инвестиционным банкиром, подвизаться в Голливуде и раскрутить информационный портал Breitbart, помог Трампу победить на выборах в условиях травли со стороны мейнстримных СМИ, достучавшись до электората, который иначе никогда не поддержал бы миллиардера-республиканца.
Начнем немного издалека
После того как республиканцы проиграли с треском предыдущие выборы, состоялся, как всегда, разбор полетов. Тогда нынешний глава аппарата Белого дома Райнс Прибус, бывший "генсек" Республиканской партии, которого Трамп очень высоко ценит как великолепного менеджера и гениального аппаратчика, предложил ряд реформ, которые должны были привести партию к победе на следующих выборах. Что касается чисто аппаратных вопросов, то он оказался, как всегда, прав, а в отношении стратегических в своем меморандуме, о котором сейчас предпочитают не вспоминать, полностью провалился. Он предложил республиканцам копировать демократов: больше работать и постараться перетянуть на свою сторону те категории избирателей, которых неохотнее всего голосуют за Великую старую партию (GOP). В общем, побольше реверансов перед женщинами, неграми и другими меньшинствами.
Трамп сразу понял, в чем ошибся Прибус, что на чужом поле он непременно проиграет. И выбрал противоположную стратегию, которую предложил Бэннон: победить на выборах, опираясь на средних (по факту белых) американцев, которых пока большинство в стране и которые ощущают, что они ее почти потеряли. Обличая, не стесняясь в выражениях, что видит вокруг себя, он провозгласил и возглавил народную контрреволюцию против американской элиты, частью которой является сам, что делает честь его бескорыстию и острому патриотическому чувству. И на поднятой им волне, невзирая на лжерейтинги, травлю в СМИ, непонимание со стороны собственных партийных коллег, победил, потому что не мог не победить. Потому что Трамп стал надеждой, последней соломинкой для многих американцев, с ужасом наблюдающих, что с каждым годом из-за набирающей темпы глобализации они беднеют, лишаются работы и что будущее большинству из них не сулит ничего хорошего. И они были готовы проголосовать за любого, даже за экстравагантного миллиардера с прошлым плейбоя, на которого СМИ выливают ушаты грязи, коль скоро он встал на их сторону и готов за них заступиться. Такую беспроигрышную стратегию предложил Трампу Бэннон, не скрывавший, что его самого вдохновило встать на путь борьбы за интересы простых американцев, составляющих большинство и всегда бывших опорой своей страны, - книга Кристофера Лэша "Восстание элит и предательство демократии".
Немного об авторе
Американский историк Кристофер Лэш, скончавшийся в 1994 году, прекрасно понимал, куда движется Америка, хотя страна тогда страна имела дело лишь с "цветочками" глобализации - сейчас все куда серьезнее. Лэш все предвидел, он писал эту книгу, умирая, и постарался успеть. И хотя написана она в основном о США, подмеченные историком аналогичные процессы происходят и в других странах, особенно в тех, которым есть что терять.
Нам достаточно лишь кратко пройтись по книге Лэша, чтобы понять, почему Бэннон, правая рука президента США, советует ее всем прочитать.
Чем отличается новая элита от старой?
Лэш объясняет, почему теперь элитам в США и большинстве других стран нет дела до своего народа, наиболее сознательной и креативной частью которого они ранее являлись, как они оказались "в опасной изоляции от остальной нации". В прошлые века господствующие классы были укоренены в своих странах, чувствовали свою связь со своим город или своей вотчиной: строили больницы, библиотеки, старались всячески украсить место, с которым ассоциировались, где были их корни, не пренебрегали своими гражданскими обязанностями. Теперь это уходит в прошлое. Современные элиты мобильны и глобальны. В США они группируются по берегам Атлантики и Тихого океана - в Нью-Йорке, Бостоне или Лос-Анджелесе, и смотрят, скорее, за океан, в том числе по причине финансовых интересов, повернувшись спиной к "Срединной Америке". Рынок, на котором действуют новые элиты, - международный. Он существует поверх государственных границ, и эти элиты поэтому озабочены состоянием всей системы в целом, а не ее отдельными частями, то есть странами. Поэтому "их лояльность, прежде всего, интернациональная, а не региональная, национальная или областная".
Представители современной элиты мультикультурны, любят экзотику, проводят полжизни в самолетах и отелях, занимаясь в различных странах мира своими делами. "Средние американцы" представляются им отсталыми, скучными, пошлыми, плоскими, реакционными, ретроградами, а также - в силу их природного консерватизма - "расистами", "гомофобами", "сексистами".
Эти две Америки все меньше связывают общность судьбы, символы патриотизма. Даже условия быта. Богатые селятся компактно в особых районах. Готовы платить большие деньги за обучение детей в частных школах, частные медицинские страховки. Имеют зачастую независимую от менее преуспевающих соотечественников инфраструктуру, даже частную охрану в своих общинах. Им ближе люди аналогичного статуса и уровня благосостояния по всему миру, чем собственные сограждане с локальными или национальными интересами. "Их взгляд, по сути, взгляд туриста на мир", - констатирует Лэш. Их не трогает поэтому и не особенно затрагивает кризис американских городов и даже системы госуслуг - они благополучно "изъяли себя из общей жизни". Лэш определил в категорию глобалов 20% американцев.
Как разрушаются США
Неудивительно поэтому, что в США вместе с бегством промышленности в другие страны сокращается налоговая база, в связи с чем хиреет некогда вызывавшая зависть других стран инфраструктура. Приходят в упадок дороги, мосты, города. Качество жизни 80% населения, которым не удалось вписаться на высоком уровне в глобальную экономику и которые трудятся в сфере услуг, то есть являются прислугой, в сокращающейся промышленности с каждым годом ухудшается. Автор признает, что в Америке "всегда было неравенство в доходах, но при этом большое социальное и гражданское равенство, мало снобизма, чинопочитания, классового чувства", что всегда восхищало попадавших в страну иностранцев и что быстро уходит теперь. Богатые американцы начинают относиться с презрением к остальным согражданам. "Американская мечта" испаряется, становится уделом лишь самых талантливых, "вековое неравенство начинает утверждать себя заново". Общенациональный интерес пропадает, нация распадается на "меньшинства", все они начинают отстаивать свои собственные интересы. Все маскируется "убаюкивающим, выхолощенным, отупляющим качеством нынешнего государственного образования" (обратим внимание: это писалось почти четверть века назад). Американцы впадают в интеллектуальный ступор: "…будучи фактически исключенными из общественной дискуссии на основании их неосведомленности, большинство американцев не видят пользы в информации, которую им навязывают в таком огромном количестве". Мало того, "большинство людей не имеют побудительного мотива к овладению знаниями".
США разрушаются, приходит в негодность инфраструктура, кризис охватил города. Фото: Josh Cornish/shutterstock.com
Постоянно создаются предпосылки для дискриминации большинства со стороны "меньшинств": "Нас призывают признать, что все меньшинства имеют право на уважение не по делам и заслугам своим, а заслуживают его своими страданиями в прошлом". Так "фамилия и цвет кожи становятся средством продвинуться". И появляется, намекает автор, черный расизм.
Новая элита, по Лэшу, меритократична, она зарабатывает деньги благодаря эрудиции и манипулированию информацией. Пышные титулы и старые заслуги сегодня мало что значат. Это означает, что новые элитарии обязаны всем только себе, никому ничего не должны, у них нет никаких обязательств ни перед прошлым, ни перед будущим, в отличии от укорененных в своих странах представителей элиты старого типа. Увы, "в безграничной мировой экономике деньги потеряли свою связь с национальностью, без национальной привязанности… люди не имеют особой склонности приносить жертвы или принимать ответственность".
Элиты - главные враги Запада, и не только
Национальным является по своей сути, считает Лэш, средний класс, но он стремительно тает. Тогда как именно он "создает общую почву, общие мерки, общую систему отсчета", при утрате чего общество "распадается на соперничающие группировки, разлагается в войне всех против всех".
Поскольку прочным такое общество быть не может, новые элиты, по Лэшу, "одержимы идеей контроля". Эти хозяева жизни, а вовсе не массы, взбунтовавшиеся в эпоху коммунистических и фашистских революций, и есть сегодня новые бунтари, они стали главной угрозой западной цивилизации, которую растворяют в бесформенном глобализме, отворачиваясь от нужд собственных стран, коль скоро это не касается оккупируемых ими престижных районов. Так что это именно элита утратила сегодня "веру в ценности или в остатки ценностей Запада".
Прочитав эту книгу Лэша, Бэннон осознал, что у него в этой жизни есть миссия. И вместе с Трампом он намерен ее осуществить: вернуть США их народу, 80% которого сегодня лишние на глобалистском празднике жизни. Ну а "средние американцы", даже если этой книжки они не читали, знали о поднятых в ней проблемах на собственном опыте, и поэтому привели к власти политика, который пообещал их решить. Если это получится, то станет примером и для других стран мира, элиты которых сегодня, как правило, столь же безответственны, если еще не больше.
Читайте также по теме:
Правая рука Трампа: его идеология