Лесбосский закат Европы
Встреча греческих иерархов с Папой Франциском на Лесбосе - не "ересь экуменизма", но "акт сдачи" старой Европы
Встреча двух православных первоиерархов - Патриарха Константинопольского Варфоломея и Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима с Папой Римским Франциском, состоявшаяся на острове Лесбос в конце прошлой недели, активного отклика ни европейских, ни российских СМИ не вызвала. Казалось бы, событие неординарное и могло принести немало сенсаций, причем как негативных (мало ли, на какие компромиссы в вопросах веры способен Константинопольский Патриарх, чьи предшественники уже неоднократно кланялись Ветхому Риму), так и позитивных.
На последнее можно было бы надеяться, если бы лесбосская встреча стала логическим продолжением гаванской, в ходе которой римский понтифик и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл четко обозначили единственно возможный в современных условиях вектор сотрудничества католиков и православных. Несколько упрощая, этот вектор можно обозначить так: "Христиане всех стран и конфессий, объединяйтесь для защиты от геноцида!" Именно геноцида, ведь уничтожение тысяч людей, исповедующих веру во Христа, в целом ряде стран Ближнего Востока и Африки иначе назвать нельзя.
И если бы ради этой благой цели Папа Франциск начал череду консультаций с мировыми религиозными лидерами, включая глав Православных Поместных Церквей, только бессердечные "ревнители не по разуму" продолжили бы называть это "экуменизмом" и "предательством веры". В реальности же понтифик и примкнувшие к нему предстоятели двух греческих юрисдикций посетили остров Лесбос… (а теперь внимание!) "для встречи с беженцами, которые нелегально прибыли вплавь на территорию Греции, чтобы оказать им моральную поддержку".
Нет, я предельно далек от того, чтобы подобно европейским ультраправым националистам уравнивать всех ближневосточных и африканских беженцев, оказавшихся в Европе за последние годы. Действительно, среди них немало христиан. Да и в числе мусульман немало прекрасных людей, чьи трагические жизненные истории не могут не вызвать самое искреннее сочувствие. Но нужно быть слепым, чтобы не видеть очевидное: неконтролируемые миграционные потоки - это последние гвозди в крышку гроба старой Европы. Но вместо того, чтобы вызвать совместную озабоченность тотальной дехристианизацией европейских стран, поддержать угнетаемых христиан во всем мире, греческие иерархи и Папа Римский, позабыв о ближних, декларируют любовь к дальним:
"До тех пор пока продолжает существовать необходимость, мы призываем все страны продлить временное убежище, предложить статус беженца тем, кто имеет на это право, активизировать свои усилия по оказанию помощи и работать со всеми мужчинами и всеми женщинами доброй воли в направлении прекращения продолжающихся конфликтов. Защищая фундаментальные права человека применительно к беженцам, просителям убежища и мигрантам и всем маргинализированным элементам в нашем обществе, мы стремимся выполнить миссионерское служение Церквей для мира".
В этих словах "Лесбосской декларации" - самая суть "розового христианства", которую еще в XIX веке детально разъяснили русские мыслители-консерваторы. Смысл этого феномена в том, что христианское учение размывается до уровня либерального светского гуманизма с его неизменным культом "прав человека", лицемерным морализаторством и уже упомянутой мной "любовью к дальним". А самое страшное, с толерантностью к таким чудовищным, с христианской точки зрения, грехам, как половые извращения, возведенные в социальную норму. Ну и, что характерно, игнорированием необходимости утверждения христианского вероучения в его святоотеческой чистоте.
А потому сегодня нам очень важно понять, в чем заключается настоящая внутренняя опасность для православного христианства. Нет, это не пресловутая "ересь экуменизма", которую сегодня столь неумело обличают новоявленные "ревнители". Это - ересь "человекопоклонничества", уничтожающая критика которой в день Торжества Православия 2016 года прозвучала из уст Патриарха Кирилла:
"Сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название "дехристианизация". Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие..."
Именно дехристианизация на протяжении последних веков подтачивала старушку Европу. И лично мне очень сложно винить мигрантов в том, что именно они сегодня разбирают на кирпичи руины ее святынь. Причем как в переносном, так и в прямом смыслах. Однако вызывает искреннее недоумение, почему закат Европы вручную осуществляется, в том числе и теми, кто должен первым возвысить ("ex cathedra!") голос в защиту ее традиционных ценностей. Но эти люди зачем-то едут на Лесбос, где берут в руки гробовые гвозди.