Из кранов пошёл "нарзан": В России появилась третья беда
Жалобы на качество той жидкости, которую с натяжкой можно назвать "водой", летят со всей России. Эксперты бьют тревогу: мы губим народ, и так не отличающийся богатырской силой. Водоканалы вяло оправдываются – как получается, так и очищаем. Чиновники создают рабочие группы по разбору полётов, где льют воду и обсуждают её показатели. Всё течет, всё меняется, но только не грязная вода в России.
Коммунальные бурления не прекращаются в Ростове-на-Дону. Местные жители без остановки капают на мозги местному водоканалу. Терпение горожан иссякло после того, как в конце февраля из кранов в их квартирах полилась грязная жидкость со специфическим рыбным запахом.
Нет, рыбу-то мы, конечно, любим... но не в таком виде,
– саркастически говорят сами ростовчане.
Местный водоканал, пытаясь нейтрализовать негативную повестку, только усилил недовольство. В соцсетях предприятия опубликовали ответ всем недовольным – мол, у нарзана аромат тоже ещё тот, но ведь пьют его. А так надо либо источник водозабора поменять, то есть реку Дон, либо потерпеть, так как новая установка, способная очищать воду, у водоканала есть, но запускать её прямо сейчас мы не намерены.
"Чего вы морщитесь?"
Жители нескольких районов Ростова-на-Дону не первую неделю атакуют местный водоканал: то, что льётся из кранов, невозможно пить даже после фильтрации, а мыться и стирать бельё в этой жиже – так же эффективно, как переливать из пустого в порожнее.
"Вам деньги платят за работу! И за это люди должны в вонючей воде купаться? Что за бред?! Платим, а нам такое ... пускают по кранам!" – возмущались горожане. Для понимания: на семью из четырёх человек в Ростове в среднем в месяц приходится порядка 17,2 кубометра холодной воды, это ежемесячно обходится в 790 рублей. Водоотведение стоит дешевле – около 550 рублей. То есть 1340 рублей люди платят за жидкость, качество которой заставляет вспоминать о пьесе "На дне".
Однако в водоканале знают, как слить протест.
Мы не отрицаем, что есть запах и цвет. Однако эти показатели регламентирует СанПиН. Например, максимально допустимый уровень цвета для водопроводной воды – 20 градусов. Обычно у нас 5. Сейчас около 12. Невооружённым глазом заметна разница, безусловно. Что касается запаха, это органолептическое свойство воды не влияет на её безопасность. Почему вопрос безопасности не возникает, когда люди, например, пьют нарзан? А запах там очень специфичный, который придаёт сероводород. Так что запах доставляет дискомфорт – да,
– ответили в водоканале недовольным в соцсетях.
И продолжили в том же духе. Мол, аромат, возмутивший людей, воде из Дона придают летучие органические вещества, которых раньше в реке в таком количестве не было. А кто виноват в том, что они появились в воде и она завоняла в феврале, – им неведомо.
На второй извечный русский вопрос ответ нашёлся. Выяснилось, что устранить проблему может новая установка, способная очищать воду с помощью древесного порошкообразного угля. И она даже "почти" действует: почти год назад её установили, летом протестировали, но решили включить к началу апреля 2021-го, когда вода в Доне обычно и начинает портиться и дурно пахнуть.
Когда ситуацию исправят, в водоканале, в котором лишь 20 процентов принадлежат мэрии, а 80 находятся в ведении московского акционерного общества, специализирующегося на управлении ценными бумагами, отвечать не стали.
Горожане пожаловались на умолкнувшую компанию губернатору Ростовской области – скинули в Instagram Василия Голубева ссылки на то, что им без остановки льют воду в уши. Глава региона отправился на очистные сооружения, потребовал, чтобы всё исправили, и поручил создать оперштаб, который возглавил целый министр ЖКХ.
За некачественную воду можно не платить
Скорее всего, это только лишь начало – в состав штаба включены и сотрудники прокуратуры.
Во-первых, никто не отменял статью 6.5 "Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде" Кодекса об административных правонарушениях.
Во-вторых, действует норма об освобождении от оплаты при нарушенном качестве предоставления коммунальных услуг.
И, в-третьих, существует статья "Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей" Уголовного кодекса. И вот по ней течение жизни "ответственных лиц" может продолжиться за решёткой.
Шансы добиться справедливости есть: существует постановление правительства России "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в соответствии с которым исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги, обязан произвести перерасчёт оплаты либо вообще освободить потребителя от неё. Более того, можно требовать и уплаты неустоек по закону "О защите прав потребителей". Но как?
Сначала вызвать Роспотребнадзор, специалисты которого проведут исследование и отметят в своём заключении, имеются ли нарушения гигиенических требований, предъявляемых к питьевой воде, или нет. Для полной оценки ситуации можно обратиться в независимую экспертную службу, однако их услуги по оценке качества, включая запахи, содержание веществ и примесей, вкус, цвет, обойдутся в сумму порядка 10 тысяч рублей.
Следующий шаг – составление иска и обращение в суд. Но придётся ещё и потратиться на грамотного юриста.
В гражданском процессе каждая сторона доказывает те факты, на которые она ссылается. То есть поставщик будет утверждать, что воду он отпускает надлежащего качества, а потребитель, соответственно, обратное. И надо готовиться к долгим судебным выяснениям отношений,
– предупреждает известный адвокат и правозащитник Леонид Ольшанский.
Он советует обращаться в Общество по защите прав потребителей. И требовать возмещения морального вреда, поскольку некачественная вода – это риск и угроза здоровью.
Регионы соревнуются, где самая плохая вода в России?
Под угрозой самочувствие отнюдь не только ростовчан. Плохая вода льётся по всей России.
В Томской области местная прокуратура в феврале этого года направила в СК материалы проверки по некачественной работе коммунальных служб, из-за которых жители посёлка Спутник, открывая водопроводные краны в своих домах, наблюдали грязные потоки.
В Дагестане дошло до массовых отравлений. В январе массовое отравление произошло в Буйнакске. Там пострадали триста человек, в основном дети, а буквально на днях один за другим к медикам стали обращаться с жалобами на все сопутствующие пищевому отравлению симптомы жители Махачкалы, несколько десятков из них оказались на больничных койках.
В Сургуте тоже сочится грязь из кранов: ни помыться, ни попить. А коммунальщики ответствуют, что у них никаких проблем с водой нет.
В Тольятти отпираться не стали – февральские жалобы горожан на вонючую воду признали справедливыми, Роспотребнадзор провёл проверку, претензии к поставщикам и управляющим организациям подтвердились, а объяснение нашли в гибели бактерий, что и приводит к неприятным запахам.
Жители подмосковных Железнодорожного и Балашихи и вовсе выложили в соцсети кошмарные фото с червями и личинками, застрявшими в фильтрах и смесителях.
В Амурской области народ сравнивает то, что лилось из их кранов в августе 2020-го, с невероятной смесью кофе, фанты и колы. Но там ответственные лица объясняют всё намного проще: изношенностью сетей, по вине которых вода, перенасыщенная железом, контактируя с кислородом, образует хлопья ржавчины.
Правда, не все чиновники готовы даже искать оправдание текущей ситуации. В Курской области глава Солнцевского района, когда в этом феврале местная жительница поставила ему на стол бутыль с грязной смесью, набранной в ванной, и спросила, куда дели деньги, выделенные на систему водоснабжения, подал на неё иск в суд за клевету...
Практически повсеместно власти, вяло признавая сам факт некачественного водоснабжения, твердят: нужна модернизация инженерных сетей – это раз, и два – надо менять подход к водоснабжению в принципе.
Проще говоря, требуются деньги. Колоссальные. А у регионов таковых нет.
При этом существует глобальный общероссийский проект, который должен решить эту проблему. Носит он в понимании тех, кто сегодня вынужден довольствоваться водопроводным суррогатом, издевательское название – "Чистая вода".
Стартовал он ещё в 2018-м, должен завершиться к 2024-му – с достижением "целевых показателей": доля обеспеченности населения нормальной водой к этому времени должна вырасти с 87,5 процента на момент запуска программы до 90,8 процента.
Полный объём финансирования на шесть лет закладывается в размере 245 млрд рублей.
Вроде бы много – но нет.
Согласно выкладкам из паспорта проекта, это четвёртая часть от того, что необходимо.
На основании предоставленной всеми субъектами РФ информации выявлена потребность в строительстве и модернизации (реконструкции) объектов централизованного водоснабжения поселений, городских округов в количестве 25 808 шт. на общую ориентировочную стоимость 943,75 млрд рублей. Средняя стоимость объекта 36,6 млн рублей,
– говорится в сопроводительной записке.
Хуже всего обстоят дела с чистой водой в Тыве, где таковой можно признать меньше четверти из всего объёма. Капельку лучше ситуация в Вологодской области – 43 процента, Бурятии – 44 процента. В Забайкальском крае и Ненецком АО чистой воды насчитали по 51 проценту, Якутии – 59 процентов, Еврейской АО – 61 процент, Курганской области – 62 процента, Костромской и Смоленской областях – по 63 процента, Карачаево-Черкесии – 66 процентов, Новгородской области и Чечне – по 69 процентов.
И там вопрос не стоит так, чтобы "всё, всем и сразу". Хотя бы довести до какого-то более-менее сносного уровня. Аутсайдерам даже по завершении проекта не удастся даже приблизиться к сегодняшнему уровню тех территорий, где считается, что ситуация относительно благополучная.
Вот в Ростовской области в сентябре 2020 года рапортовали, что доля населения области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляла 86 процентов. Но при виде этих сухих цифр ростовчан, жаловавшихся на вонючую воду, всё ещё не тянет выпить.
Но самое интересное: деньги, предназначенные регионам на модернизацию сетей водоснабжения, фактически только-только начали поступать – траншами. А до того, как водится, проводились изыскания и изучение.
В Бурятию первые 352 млн "прилетели" в конце декабря 2020 года. В Ростовскую область первые 367 млн пришли в декабре, а в 2021-м должны направить ещё 741 млн. Но отношение к ЖКХ по остаточному принципу – это отнюдь не веяние новых времён.
Распространённое представление о том, что на сферу ЖКХ выделяются огромные деньги, неправильное. Она недофинансируется десятилетиями, ещё с советских времён. В номенклатуре Госплана во времена СССР МинЖКХ располагалось на "почётном" 64-м месте из 65 возможных. На ней экономили. И доэкономились,
– объясняет директор Института развития парламентаризма Алексей Чадаев.
Советское наследие
А специалисты пугают: ситуация плохая и будет хуже. В том же Ростове-на-Дону, согласно оценкам, отмечается превышение колифагов – вирусов, заражающих бактериальные клетки, – и вредных микробов и бактерий (около 8,3 процента в пробах), что ведёт при попадании в организм к болезням пищеварительной системы – гастритам, язвам, панкреатитам.
В ряде населённых пунктов Тывы – ещё хуже, там 25 процентов неудовлетворительных проб с превышением общих колиформ.
В вологодской воде зафиксировано превышение железа в полтора раза, а это – риски развития болезней крови, кожи, снижения иммунитета.
В подмосковной Балашихе, где люди жалуются на червей в воде, перебор в полтора раза по фтору, что способно привести к заболеваниям зубов и костей. В подмосковном Железнодорожном – тоже в полтора раза по общим колиформам, железу, фтору, плюс там ещё и вода повышенной жёсткости.
Так что неприятные запахи в сравнении с незваными "гостями" – капля в море.
Проблема относительно дешёвой водопроводной воды останется острой в ближайшие годы и будет обостряться по нарастающей, – считает директор Института развития парламентаризма Алексей Чадаев. – Почти по всех крупных населённых пунктах стараются переходить на подземное водоснабжение, отказываясь от поверхностных источников. Так называемый первый водоносный горизонт – артезианских скважин – он уже повсеместно либо выбран, либо испорчен – из-за проникновения поверхностно-грунтовых вод в том числе.
Поэтому приходится в пожарном порядке уходить ещё глубже – на второй водоносный горизонт, на глубину 400 метров, а качать оттуда воду намного дороже.
И люди, как следствие, сталкиваются с проблемой, которая будет требовать ежегодно всё больше средств даже на поддержание того уровня, который был вчера.
Что касается очистных сооружений, то все последние десятилетия велось строительство, а крупные города существенно разрослись, – продолжает эксперт. – И, разумеется, новые квадратные метры подключались к существующим коммунальным сетям – в том числе к сетям водоснабжения и канализации.
Другой вопрос, что никто не додумывался корректировать прирост жилого фонда с мощностями имевшихся в распоряжении инженерных систем: главное было выдержать строительный темп. И ещё те, советские, нормативы с трёхкратным перекрытием потребностей удавалось выполнять. Так, например, если водопроводная станция была рассчитана на 100 млн "кубов", то она справлялась с 300 млн кубометров. Но потребление воды продолжает расти: раньше-то не тратились такие огромные объёмы воды, как сейчас, не было стиральных и посудомоечных машин, автомоек и прочего, которые забирают ту воду, которую прежде называли питьевой.