Идут задержания. "Человек Алиева" хватался за сердце: Большая чистка добралась до театров
Задержан бывший руководитель Московского академического театра сатиры Мамедали Агаев, уроженец Азербайджана. Ему грозит до десяти лет колонии за мошенничество.
РАЗБОГАТЕЛ НА ЧЕТЫРЁХ СПЕКТАКЛЯХ
Следствие считает, что бывший директор Театра сатиры Мамедали Агаев незаконно обогатился на постановке четырёх спектаклей: "Лес", "Муж и жена снимут комнату", "Ночь ошибок" и "Театральный стриптиз".
По данным Mash, ещё в марте 2025 года Агаев подал иск против Театра сатиры. Он утверждал, что театр без объяснений разорвал с ним договоры и перестал перечислять 4% с кассовых сборов за постановки, хотя спектакли продолжали идти в репертуаре.
Однако выяснилось, что все сделки были оформлены с грубыми нарушениями: договоры подписаны с Агаевым как с индивидуальным предпринимателем, хотя изначально речь шла о его участии как физического лица. Более того, в театре заявили, что у них не сохранились оригиналы договоров, актов приёма-передачи прав и даже тексты самих пьес. В итоге суд отказал Агаеву в иске, указав, что он не смог доказать создание и передачу сценариев.
Мамедали Агаев. Скриншот видео @Satire_Theatre
Следователи пошли дальше: по их версии, Агаев зарегистрировал ИП, чтобы заключать фиктивные договоры со своим же театром, якобы на написание пьес. После этого он предоставлял отчёты о выполненной работе и получал по 4% от кассовых сборов с каждого спектакля. Ущерб от таких схем, как заявила официальный представитель МВД Ирина Волк, оценивается примерно в 20 миллионов рублей.
Возбуждено уголовное дело по статье "Мошенничество", Агаеву грозит до 10 лет лишения свободы. Напомним, он руководил Театром сатиры почти три десятилетия — с 1992 по 2021 год.
"ЖДЁМ ГНЕВНЫХ ОБВИНЕНИЙ ОТ АЛИЕВА?"
28 августа 2025 года в Москве сотрудники МВД совместно с ФСБ задержали бывшего директора Театра сатиры Мамедали Агаева прямо у него дома. Спецоперация прошла быстро.
Как пишут журналисты, при виде наручников он резко побледнел, схватился за сердце и начал задыхаться. Чтобы не допустить падения, его поддерживали под руки.
Скриншот видео МВД России
Сегодня, 29 августа, суд в Москве изберёт для Агаева меру пресечения. Счета его семьи уже арестованы. К слову, на них нашлось немало денег — порядка полумиллиона долларов США и 66 миллионов рублей.
В комментариях пользователи разразились негодованием:
"А каким образом Мамедали из аула, плохо говорящий по-русски (хоть и живёт больше 40 лет в Москве), стал директором театра?" — вопрошают одни.
"Ждём гневных обвинений Алиева на арест очередного азербайджанца", — добавляют другие.
"ОЧЕНЬ КРЕПКО ДЕРЖАЛ ТЕАТР"
И подобный сценарий не исключается. Агаева знают как "человека Алиева" и "известного и влиятельного человека в азербайджанской диаспоре в Москве".
Бывший директор Театра сатиры Мамедали Агаев считался одной из ключевых фигур московской театральной жизни. В профессиональной среде его называли человеком, который "очень крепко держал театр".
Коллеги вспоминали, что именно при нём в театре царил порядок: в здании было чисто, работы шли организованно и даже мелких признаков запустения не замечалось.
Свою карьеру Агаев начал с самых низов — простым администратором. При Валентине Плучеке он занимал должность заместителя директора, а уже при Александре Ширвиндте стал полноправным директором театра.
Скриншот видео Azertag.az
Поддержка в профессиональной среде у него тоже была серьёзная: его покровителем и другом называли Марка Варшавера, многолетнего директора "Ленкома".
Родился Агаев в 1952 году в селе Караханбейли Нахичеванской АССР. Ещё в юности он увлёкся театром, начав работать реквизитором в местном музыкально-драматическом театре. После окончания Азербайджанского государственного института искусств в 1974 году стремительно пошёл вверх по карьерной лестнице: от главного администратора театра в Нахичевани до переезда в Москву, где в 1979 году стал стажёром-руководителем в Театре сатиры.
Его биография включает работу в Театре имени Гоголя и в Детском музыкальном театре Натальи Сац. В 1985 году он вернулся в театр Сатиры и за годы дорос до поста директора. С 1992 по 2021 год Агаев руководил театром, фактически превратив его в одну из самых заметных площадок Москвы.
В 2018 году Агаев был награждён орденом "Достлуг" за вклад в укрепление культурных связей между Москвой и Баку. Награду вручал лично президент Азербайджана Ильхам Алиев.
"ПРОСТИТЕ, А ТРЕТЬЯКОВКА ЕЩЁ НАША?"
Так или иначе, вся жизнь Агаева была связана с театральной сферой. В отличие от его коллеги Кехмана, в отношении которого тоже маячит уголовное дело.
Тот тоже вроде из театральной среды, но есть нюанс: помимо культурной сферы, Кехман попробовал себя ещё и в банановом бизнесе. Напомним, этим летом к нему сразу возникли серьёзные вопросы: обыски в офисах и дома, уголовное дело, риск лишиться свободы на срок до десяти лет.
"Банановый король" не успевает отвечать на вопросы следователей. Раскрыты миллиардные долги Кехмана
В 1990-х он занимался импортом бананов и апельсинов. Однако фруктовый бизнес рухнул в 2012-м: компания обанкротилась, оставив за собой многомиллиардные долги. Уже в 2014 году Кехман оказался фигурантом уголовного дела о мошенничестве в особо крупных размерах, задолжав кредиторам 18 миллиардов рублей. Формально дело закрыли по сроку давности, но скандальный шлейф остался.
Теперь — новая история: обвинения во взятке в размере 27 миллионов, мерседес из автосалона, оплаченный чужими средствами, следствие и новые обыски. И всё это происходит не в кулуарах, а на главной сцене страны — во МХАТе.
Кехман и взятка на 27 млн. Грязная история с роскошной тачкой. Новый акт уголовного дела – с "вишенкой"
Кульминацией ситуации стала реконструкция сцены театра, которую планировали завершить к октябрю 2025 года, но которая теперь превратилась в объект расследования Следственного комитета и ГУЭБиПК МВД.
Немного тревожно, что культурная элита начинает напоминать участников схем с сомнительным бэкграундом. В комментариях пользователи осторожно спрашивают:
Кехман, Агаев… ну, с театрами всё понятно. Скажите, а Третьяковка ещё наша?
И смешно, и грустно. Но в свете последних событий — вопрос резонный.